К сожалению, Норвегия не очень богата старейшими свидетельствами о танце. Одно и, пожалуй, единственное свидетельство, относящееся ко времени между 500-1000 гг. до н. э., это наскальные изображения.

На них, как утверждают археологи, изображены танцующие фигуры, которые напоминают своими позами об определённых формах норвежского танца – танце в присядку. Но это утверждение, к сожалению, почти не имеет доказательств о том, что это именно танец изображён на рисунках, т. к. разрыв во времени и культуре слишком большой.

Следующее упоминание о танцах в Норвегии найдены в некоторых официальных документах и относятся к средним векам, начиная с 1232 г. Существовали в то время танцы, носящие название – именные, т. е. танцы, названные в честь знаменитых людей того времени, либо в честь мастера этого танца.

Время до 1600 г. лежит в так называемой “темноте”. Этот период был страшным, очень трудным для норвежцев, поэтому они назвали его – тёмным.

Обрушившаяся на страну чума, унесла с собой больше половины и так не многочисленного населения, после чего страна попала под зависимость Дании.

Норвегия, как отдельное государство, в то время не существовала. Независимость была получена лишь в 1905 г. До этого времени норвежская культура, как бы переплетается с культурой Швеции и Дании.

Специалисты, исследовавшие позднее народную культуру Норвегии, придавали своему исследованию научное значение. Они пришли к мнению, что народная культура не играла большой роли в старом крестьянском обществе.

В Европе, танцы имели отношение к магии, волшебству, были порой тесно связаны со служением Богу. В Норвегии это явление не прослеживается. Связи с религиозными действиями и магией в тот период не существовало. Танец предназначался для отдыха, для удовольствия, для души и был ” ядром” на любом празднике у крестьян. Танец ценился за создаваемую им “ауру” общения, которая позволяла молодёжи находить общий язык между собой. Самому же танцу, т. е. танцевальным движениям придавалось очень мало значения. Народ собирался, чтобы в общении расслабиться, как физически, так и духовно. Детям, до определённого возраста, не разрешалось участвовать в танцах. Сначала они должны были причаститься в церкви. Это правило строго соблюдалось. Дети же прятались и, не взирая на правило, учились танцу самостоятельно, за что бывали наказаны. После причащения многие из детей уже имели тайный опыт обучения танцам, а для тех, кто его не имел, не требовалось много времени, чтобы научиться, т. к. норвежцы считали, что все они рождены с национальным, танцевальным духом.

Обучение танцам по стране проходило не организованно. То тут, то там появлялись “мастера”, которые пробовали обучить молодёжь искусству норвежского танца.
Как уже говорилось, самое большое развлечение в жизни крестьян был танец. Типичный репертуар норвежских танцев не был богат по своим формам. С начала ХХ столетия можно насчитать не больше 6-8 различных танцев и танцевальных форм, не совсем относящиеся к танцам, например такие, как песенные игры и танцевальные песни. Танцы делились на быстрые, которые исполнялись только обученными танцорами и медленные – для всех желающих.

Норвежский танцевальный репертуар XIX в. можно разделить на 3 основные группы:

1. Старинные танцы
2. Деревенские танцы
3. Парный танец
Под названием, старинные танцы, подразумеваются интернациональные танцы, пришедшие в Норвегию с учителями из разных стран, например, полька, мазурка, галоп, вальс.

Вторая группа танцев – деревенские танцы. Многие формы этой группы исполнялись только в деревнях. Интеллигенция в них участия не принимала.

Из группы деревенских танцев можно выделить 3 древнейшие, наиболее распространённые формы в Норвегии.

Одна из этих форм называется цепочный танец. Эпические народные песни и баллады являлись источником и свидетельством его развития, т. к. в них вскользь упоминалось о средневековом цепочном танце. До сих пор остаётся неизвестным то, была ли эта форма рождена в Норвегии или же, была завезена из других стран. Важнейшая черта танца в том, что все танцующие держались за руки и, образуя цепь, продвигались подпрыгивающим шагом или просто шагом, который мог сопровождаться определёнными движениями рук, ног, головы в такт музыки.

Цепь могла выстраиваться в “ворота”, завиваться “змейкой” и “спиралью”. Танец исполнялся под музыку или под балладу. Тесная взаимосвязь между танцем и балладой наблюдалась в основном на северных островах Норвегии. Эта связь стала традицией и сохранилась там по сей день.

Другая форма деревенского танца – “длинный” танец. Танец без определённых движений, напоминающий игру. Эта форма была известна во всех скандинавских странах и пользовалась популярностью на свадьбах до начала ХХ в. Танец носил обрядный характер и представлял собой своеобразную прогулку по домам в деревне, где проходила свадьба. Цепь росла после посещения очередного дома и становилась необыкновенно длинной (отсюда название танца).

Следующая форма деревенского танца – круговой танец, хоровод. Это тоже групповой танец с разнообразными рисунками. Построение танца зависело от музыки. Хороводы носили радостный, праздничный характер. В одном из сохранившихся документов рассказывалось, что летним днём собирались крестьяне и стар, и млад, на природе среди гор. Отыскивали ровные площадки и разводили костры. Затем, взявшись за руки, начинали танцевать круговой танец, хоровод. Танец исполнялся под пиликанье музыкантов на 2-х, 4-х струнных инструментах, а так же под пение самих же музыкантов. За каждой новой фигурой круга исполнялась новая мелодия или песня. Те, кто не танцевал, рассаживались вокруг и пили вино из бочек. Танцевали и пили всю ночь, до тех пор, пока музыканты не расходились по домам. Тогда праздник считался оконченным, и все шли спать, только некоторые из жён ещё долго бродили вокруг погасших костров, отыскивая своих пьяных мужей.

И, наконец, третья группа танцев – норвежские парные танцы. Эта группа получила своё распространение в XVI в. Парный танец имеет множество форм, которые подробно описаны в книге известной норвежской собирательницы народных танцев Клары Семб.

В парном танце того времени существовало правило – самая представительная, популярная пара или же пара, купившая себе право на танец у музыкантов, могла танцевать первыми или же совсем одни. Остальные пары становились в круг и подтанцовывали ведущей паре. Танец исполнялся как в быстром, так и в медленном темпе и носил характер променада.